Перевозка негабаритных грузов: самолеты

Самолет любых размеров является негабаритным грузом по умолчанию, ведь даже у легкомоторных небольших самолетов размах крыла составляет минимум три метра. Летательные аппараты тоже нуждаются в транспортировке. Доставить их в пункт назначения можно несколькими способами.

Первый – это полет самолета самостоятельно, второй – транспортировка более тяжелым самолетом в частично демонтированном виде.

Третий способ – доставить его вертолетом на подвеске и четвертый – специализированным автомобильным транспортом по земле. Три первых способа не всегда экономичны, а четвертый наоборот, часто оказывается наиболее оптимальным. Не подходит этот вариант только в том случае, если перевезти надо большой и тяжелый самолет. Перевозка негабаритных грузов в виде самолета требует предварительной подготовки.

При транспортировке самолета, его погрузке и разгрузке следует соблюдать определенную очередность действий. Сначала самолет подвергается демонтажу: а именно, отсоединяются хвостовое оперение и крылья. Он сразу становится меньше в габаритах, но в его погрузке обязательно должны принимать участие авиационные специалисты.

Маленькие летательные аппараты (легкие двухмоторные самолеты) разбирать необязательно. Они обычно грузятся попрек низкорамной платформы, но при этом параметры негабаритного груза становятся сверхнормативными в плане ширины. Поэтому обязательно наличие машины сопровождения, причем не только дорожной полиции, но и так называемой машины прикрытия.

Некоторые модели военных самолетов транспортируются без помощи низкорамной платформы: после демонтажа крыльев они цепляются к обыкновенному тягачу и едут собственным ходом, на шасси. Таким же образом иногда перевозятся и пассажирские гражданские самолеты, только не на собственных шасси, а на специальных тележках, называемых «подкатными».

Фюзеляж самолета никогда не закрепляется напрямую на грузовой платформе, поскольку в этом случае нагрузка на него возрастает и возможны повреждения обшивки. Поэтому перед погрузкой необходима разработка специальных ложементов, которые для каждой модели самолета индивидуальны. Ложементы (так же как тросы со стопорами) делают в соответствии с чертежами фюзеляжа, чтобы избежать его повреждений.

Также необходима установка специальных заглушек в тех местах, где крепятся крылья самолета для защиты от грязи и пыли. Любой самолет стоит очень дорого и поэтому его повреждение в процессе погрузочно-разгрузочных работ, а также транспортировки должен быть минимален.